вторник, 25 января 2011 г.

Пассажиром по Неверской трассе.


В середине декабря мне надо было по делам съездить в Якутск. Вообще меня угораздило родиться на этой вечнопромерзшей земле, где зимой не видно света, а летом солнце всю ночь не дает спать. Как поется в одной песне,- «Чукча в чуме ждет рассвета, а рассвет приходит летом». Вырос и закончил  школу я в Магадане. Потом бизнес привел меня на родину, и как-то все затянулось.
Лет двенадцать назад решение покинуть Якутск уже созрело и перезрело, но… Любовь, свадьба… Потом обратный процесс.

Три года назад я поехал зимовать в Дагестан к другу. Тогда и решил, что больше ни одной зимы в такой близости к полюсу холода ничто не заставит меня провести.

В Благовещенске вечером я сел на поезд, и в полночь следующего дня вышел из вокзала города Нерюнгри. До Якутска оставалось чуть больше восьмисот километров, и их предстояло проехать на такси, - железку до Якутска еще не дотянули.
Эту трассу я проходил много раз, но всегда за рулем. Мне врезался в память рассказ родственника из Благовещенска, который лет пять назад приезжал ко мне в Якутск. Туда он прилетел на самолете, а домой возвращался таким же образом, как предстояло мне - на такси до Нерюнгри, и дальше поездом. Вот его рассказ: «Я сам водитель, вижу, что скользко, дорога блестит,  а этот гонит за стольник, что с горы, что в гору. Смотреть на дорогу страшно, глаза закрою,- еще страшнее. Так счастлив был, что живым доехал. Чтоб еще когда-нибудь… »

Я сел в такси ночью, кроме освещенного фарами  участка трассы ничего не видно, оставалось только дремать. Доехали достаточно быстро, часов за тринадцать с остановками у придорожных кафе. Здесь расстояния немного не такие, как на западе страны, между ближайшими поселками может быть сотня и более километров. И не дай Бог водителю сломаться на трассе  в зимний холод.

-50. Это не новогодние скидки. Это нормальная зимняя температура в Якутске. При -45 школьники младших классов не идут в школу, при -50 освобождаются от занятий все ученики. Это называется «актированные дни». Когда холода приближаются к сорока, город покрывается туманом, и чем холоднее, тем туман гуще. Это вдобавок к тому, что ночная мгла расходится только к одиннадцати часам, а в четвертом часу уже темно. Сейчас люди умудряются проходить зиму, а это по сути пол года, в легкой обуви, курточке и шапке. У многих под окнами в теплых гаражах стоят машины, автобусы гоняют наперегонки, собираясь на остановке по несколько штук. Это раньше, когда не было частников, люди стояли на остановках по часу, бывало, и отмораживали себе что-нибудь.

Побегав десять дней по Якутску (не люблю автобусы), я встретился со всеми, с кем планировал, выполнив программу,  распрощался  до конца марта, и утром сел в такси. На улице было под -50, плотный туман, но до поезда был хороший запас времени. Когда мы проехали около четырехсот километров и перед Томмотом пошел асфальт, водитель даже не прибавил скорости. Тут у меня закралось подозрение, что мой приезд в Нерюнгри к отправлению поезда под угрозой. А поезд ходит через день. Из опыта знаю, выезжая на хорошую дорогу всегда ускоряешься, кроме тех случаев, когда устал и клонит в сон. Когда осталось километров сто пятьдесят, мне уже хотелось поменяться с водителем местами. Понятно, что плотный туман держит в постоянном напряжении и это не прибавляет бодрости. Он явно засыпал, но место уступать не хотел. Было около двух ночи, а в пять поезд. Не скажу, что особо нервничал, машина тоже шла до Благовещенска, но хотелось уже побыстрее зайти в купе и распрямиться на полке.

На поезд я все-таки успел. И был потом ж/д вокзал в Благовещенске. И был Новый год в деревне с родственниками.  Но подойдет конец марта, я поглажу своего друга по рулю, напою его под  завязку 98-м бензином и проделаю этот путь так, как я люблю это делать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий