среда, 16 февраля 2011 г.

ГОРНАЯ СТРАНА.

 

«В Махачкале на посту меня остановил молодой лейтенант. Я на чайзере спортивном был. Он мои документы крутил, крутил, раза на три изучил. Я говорю: «всю страну проехал, земляк, не до чего докапаться. Огнетушитель есть, две аптечки…»  А он мне «ну хоть сто рублей дай, всем тухумом (родом) двенадцать тысяч долларов собирали, чтобы я тут стоял».

Как то так сложилось, что я географически оказался привязан к Дальнему Востоку. Даже чтобы начать бизнес, не надо было далеко ехать, - Китай «под боком». Поездки  в Польшу были лишь исключением, подтверждающим правило. Открыли границы для иномарок, и машины я себе покупаю опять же во Владивостоке и Находке.

Всегда мечтал побывать на Кавказе, причем, связывал это с Грузией, особо не ориентируясь, какие там еще есть республики. Кадры из фильма «Пастух и свинарка», снятые высоко в горах, врезались в память, будоража иногда мое воображение.

Когда я работал в Магадане, у меня в бригаде был лезгин, его так все и звали. Он пытался мне объяснить, что лезгины – не грузины, но это так и осталось для меня загадкой. И родиной своей одноклассницы осетинки Заиры я тоже считал какую-то часть Грузии.

После известных событий Грузию мы больше не любим, вино их не пьем, в гости не ездим. А Кавказ, как оказалось, несколько больше, чем представлялось мне, всегда оперирующему сибирско-дальневосточными масштабами, где расстояния между поселками сопоставимы с размерами кавказских республик.

Как-то мой друг, дагестанец (это позже оказалось, что он табасаранец, а в Дагестане живут десятки народов), предложил поехать на зиму к нему домой. То есть он говорил об этом на протяжении продолжительного времени, и вот я  наконец-то услышал. «Что ты здесь будешь делать зимой!?» А мне действительно давно надоело видеть зимний Якутск в свете фар, высвечивая в тумане несколько метров дороги. Городскую новогоднюю елку, мимо которой проезжаешь несколько раз в день, не каждый год удается увидеть в этом самом тумане, сквозь который солнце начинает пробиваться только в марте.

Но прежде, чем оказаться в Дагестане, мне довелось услышать от Сиража много интересных историй, связанных с его родиной, одну из которых я рассказал в самом начале.

Мы вместе с земляками Сиража нередко собираемся за столом, на котором обязательно присутствует кизлярский коньяк, во дворе дома, где он живет в Якутске. Жарим шашлык, едим хинкал, вспоминаем интересные случаи из жизни. Ну и так как мы все водители, тема ГАИ – особая. А в силу национальных особенностей на Кавказе она приобретает особую пикантность.

Я провел в Дагестане две зимы, очень много узнал про эти края, про гостеприимных людей, которые живут здесь веками. Я видел в Дербенте древнейшую крепость Нарын – Кала, Святую для дагестанских мусульман гору Шазбулдаг, купался в Ахтынских горячих источниках. Я покажу Дагестан несколько в другом свете, не таким, каким он предстает со страниц прессы и экрана телевизора.


Продолжение следует…

4 комментария:

  1. Очень интересно и поэтично. Ждем продолжения!

    ОтветитьУдалить
  2. МНЕ САМОМУ ИНТЕРЕСНО ВСЕ РАССКАЗАТЬ, ЧТО ВИДЕЛ. ОЧЕНЬ МНОГО ФОТОГРАФИЙ. ХОЧУ ПОБЫВАТЬ НА КАВКАЗЕ ЛЕТОМ, ФОТОГРАФИИ БУДУТ ЯРЧЕ, НО ЭТО ВПЕРЕДИ.

    ОтветитьУдалить
  3. мне очень повезло побывать на этой святой для мусульман горе.После восхождения выкинул кроссовки,т.к. они оказались одноразовыми для подобных прогулок. Обгорело от в одночасье лицо из-за яркого солнца, а облака оставались в полутора км ниже.

    ОтветитьУдалить
  4. Я думаю, Вы были там в августе. Тоже собираюсь на нее взобраться, учту Ваш опыт.

    ОтветитьУдалить