четверг, 28 апреля 2011 г.

На советско-китайской границе.


Прежде чем стать разведчиком,  я выучился в сержантской школе в укрепрайоне, расположенном в Приморье на границе с Китаем,  и отслужил пол года командиром отделения реактивного противотанкового гранатомета. Командир роты разведчиков, капитан Медведев, подходил к подбору личного состава мудро. В роте служили в основном борцы и боксеры с хорошими разрядами, которых не надо было обучать элементарным навыкам рукопашного боя.

Раз в два-три года от разведки дивизии, на погранзаставы на границу с Китаем отправлялись в командировку на месяц по два-три солдата, - сержант и рядовые. Вот и меня вызвал ротный и спросил, желаю ли ехать в командировку. Уже в те годы я не любил сидеть на месте.

 Два года назад, прошла первая в истории война между социалистическими государствами, - Вьетнамом и Китаем,  и отношения СССР с нашим соседом трудно было назвать дружескими.

Я, как сержант, поехал старшим, и со мной рядовой. Пройдя проверку документов при въезде в погранзону, мы приехали на заставу. В тот же день все знаки различия на гимнастерках мы поменяли с красных на зеленые. Теперь мы не отличались от наших погранцов, и  китайские пограничники не заметят, что на заставе появились «чужие». Мы прошли инструктаж и приступили к службе на заставе в составе нарядов на границу.

Застава расположена на берегу реки Уссури, которая в этих местах отделяет  наши земли от китайских, куда мы теперь так любим ездить. Мой подчиненный нес службу на вышке около заставы, я же влился в наряд, что нес дежурство на острове, расположенном в семи километрах от заставы напротив города Дунъань. Катер отвозил нас от погранзаставы до острова и забирал предыдущую смену.

Уже не помню, сколько времени длился наряд, не менее четырех часов точно, все это время ты не имеешь права спускаться с вышки. Наряд мы несли втроем, - я и двое пограничников. У них была своя задача, у меня – своя.

На деревянной, продуваемой ветрами вышке, которая защищала нас только что от дождя, абсолютно ничего не было. Ведь солдат может спать стоя, а если ему поставить стул – это уже почти кровать.

У китайцев напротив нас была наблюдательная точка, оборудованная нам на зависть. В непогоду в х/б гимнастерках мы основательно промерзали, и когда китайские пограничники выходили с голым торсом из отапливаемого помещения на верхнюю площадку, смотрели на них с завистью.

Поднявшись на вышку, я каждый день брал свой журнал и основательно, в деталях, описывал все происходящее напротив острова. «Два трактора работает на полях. В 9-30 15 рыбаков на трех лодках направились вверх по течению. В 9-45 во дворе школы примерно 60 школьников построились в 8 колонн и делают зарядку. С 9-50 на территории пограничной роты 17 человек ведут земляные работы. В 11-25 прилетел самолет и опрыскивает поля. Примерно на километр от ориентира два выше по течению в кустах мелькают блики от оптики. В 12-10 в пограничную роту приехали три человека в военной форме на джипе…»

Иногда мы устраивали невербальный диалог с китайскими пограничниками. Звали жестами на свою сторону, показывая, что у нас лучше, доставали из-за пазухи воинские знаки, мол, наградят за вас… Иногда из рации на нашей волне раздавались коверканные ругательства на русском.

Как-то раз, был отличный солнечный день, в озерке недалеко от вышки разыгралась рыба. После весеннего половодья вода спала, и в озере осталась рыба. Озеро с каждым днем усыхало, и в рыбьем царстве стало тесно.

Сначала на рыбалку спустился старший наряда, взмок и вернулся ни с чем. Со вторым пограничником история повторилась. Стало понятно, что воды хоть и по колено, не так все просто. Через некоторое время меня осенило…

Я спустился с вышки и нашел палку. Если вести палкой по дну, у рыбы по сути два пути. Одной рукой я держал за конец палку, ладонью другой перекрыл один из путей отступления. Сразу же в ладонь ткнулся налим, которого я тут же накрыл другой рукой. Таким образом удалось поймать три-четыре налима.

Ил со дна сильно замутил воду, и рыба забилась в углубления берега или прижалась ко дну. Еще пару окуней я вытащил из-под ноги и, уставший, но с победой, поднялся на вышку. Потом ребята этим методом поймали еще несколько рыбин. Следующая смена взяла с собой ведро… Вечером у нас был рыбный ужин.

Как-то раз вызвал меня командир заставы. Он прочитал в моем военном билете, что моя первая специальность в армии – командир отделения спг-9. Оказалось, на заставе было два таких гранатомета, с ними бегали на учениях, протирали и смазывали маслом, а пользоваться не умели, ни разу не стреляли. Это было в то время новое секретное оружие.


Месяц командировки на заставу показался мне отдыхом на курорте. Я впервые побывал на границе, увидел в глаза потенциального врага. И вообще служба на заставе не шла ни в какое сравнение с тем, что происходило в обычных частях Советской Армии.

1 комментарий:

  1. Красиво написано, хорошо! У нас на одной заставе тоже прикомандированные армейцы служили. А вот про "Шайтан-трубу" немного слукавил. Мы владели всеми видами вооружений, которые имелись в то время на заставах. Также знали как пользоваться стрелковым оружием времён Второй мировой и стран НАТО.

    ОтветитьУдалить