пятница, 27 мая 2011 г.

Поджечь, чтобы продать.


Проснулся в четвертом часу утра, в комнате запах гари. Посмотрел в окно, город утонул в дыму, - понятно, тайга горит.

Не знаю, чем объясняют официальные источники возникновение массовых пожаров в лесах Дальнего Востока, но я слышал много версий, которые внушают доверие. Проехав намного больше сотни тысяч километров по дорогам России, я неоднократно был свидетелем того, как эти пожары возникают.

Как-то я приехал за машиной в Находку, это портовый город в Приморском крае недалеко от Владивостока. Сопки вокруг города были в огне. «Поджигают траву, чтобы быстрее рос папоротник»,- сказал Геннадий, мой знакомый моряк. Сбор папоротника – это для многих статья дохода в короткий период конца весны – начала лета…

Купив во Владивостоке грузовичок (все описанные случаи происходили в разные годы), я возвращался в Якутск. В Уссурийске я свернул с федеральной трассы в сторону китайской границы и проехал сто километров до пос. Пограничный (ж/д станция Гродеково). С местным турагентством я на четыре дня съездил в китайский город Суньфэйхэ, где хорошо отдохнул и развлекся.

На обратном пути меня остановили на посту ГАИ. Во сколько мне это обошлось –  отдельная тема. Я спросил насчет полыхавших пламенем полей. Гаишники объяснили по-своему: «Охотники поджигают, чтобы дичь выгнать». Верится в такую дикость с трудом, но как знать...

Очень часто лесные участки вдоль дальневосточных дорог обрамлены голыми черными стволами деревьев. Иногда эти участки заболачиваются и лес там уже не восстановится.

 Как-то раз под Соловьевском, поселком золоторей, мне пришлось ехать через горящую тайгу. Было уже темно, я видел огонь рядом с собой и далеко впереди. Встречных машин не было, спросить не у кого.Я засомневался, стоит ли прорываться сквозь пожар. В таких случаях обычно выбор делает желание быстрее доехать.

…Я проехал Хабаровск, переправился через Амур, и вскоре увидел на обочине дорожника, только что слезшего с велосипеда. Он поджигал сухую траву возле дороги. Очевидно тот, кто послал рабочего выполнять эту работу, наделил огонь достаточным интеллектом, чтобы быть уверенным, что лесу рядом он не угрожает. Хабаровчане хорошо знают, что из этого получается.

Подобную ситуацию видел в Амурской области. Я отъехал от Благовещенска километров пятьдесят. У обочины стояла машина дорожной службы. Прямо около дороги начинался лес. Три человека в оранжевых жилетах старательно поджигали траву вдоль дороги.

В Амурской области уверены, что поджоги делают для того, чтобы перевести лес в категорию горелого. Обычно у деревьев обгорает только кора. Кто занимается вырубкой леса, берут участки горельника в аренду по низкой цене и начинают вырубку.

А что говорят по телевизору? Что угодно. Только я не верю журналистам и телевизор не смотрю.




1 комментарий:

  1. ..Да уж!!! Вспоминаются сразу пожары прошлого лета в Москве...тоже случайновозникшие!

    ОтветитьУдалить