суббота, 2 июля 2011 г.

Китай, Хэйхэ. Прогулка по набережной Амура.


Почти весь июнь ежедневно жара перемежается с грозовыми дождями. Уличив ясный по прогнозу денек, я нашел возможность рвануть в Китай. Не то, чтобы сильно надо, хотя в планах были две встречи. Просто в удовольствие погулять по набережной Амура в Хэйхэ, попить хорошего пива, посмотреть новинки электроники и прикупить что-нибудь из этого…
 
В девять утра я уже купил билет на катер, прошел таможню, и в десять с верхней палубы смотрел на пролетающие над Амуром стаи гусей. Еще через час я шел уже по китайской земле.
 
Утро было пасмурным, но без дождя, в руках у меня был только фотоаппарат, и от острова, где находится таможня, до города я пошел пешком, по пути фотографируя прибрежную часть города.
 
Я взял номер в гостинице и, прежде чем пойти в ресторан, решил позаботиться о вечере. Купил около гостиницы пекинское пиво и фрукты, отнес все в номер и пошел в ресторан. Я хорошо проголодался, поэтому зашел в ближайший ресторан на соседней улице.

 В этом районе города  наши туристы – нечастые гости. Центр туризма в Хэйхэ – торговая улица, и самые популярные у туристов рестораны, гостиницы, бани находятся вокруг нее.

В первые годы, когда для нас открылся Китай, размер блюд в ресторанах был несоизмеримым с тем, к чему привыкли мы. Посреди стола был установлен вращающийся круг, на который ставились блюда. За стол садились по 10-12 человек (первое время туристы ездили через турфирмы группами), на круг выставляли примерно дюжину блюд в огромных тарелках, из которых уже накладываешь себе в тарелку то, что больше нравится.

И сейчас в ресторан в Китае лучше ходить компанией. И дело совсем не в том, насколько ты ориентируешься в меню и можешь объясниться с китайцами. Больше одного блюда среднему человеку съесть нереально, а хочется попробовать многое. Скажем, если сесть за стол вчетвером, можно заказать четыре – пять блюд.
 
Там, где русские стали частыми гостями, размер блюд постепенно уменьшился. Появилось меню на русском языке, причем цены в нем отличаются от тех, что видят китайцы. Не знаю, догадались они до этого сами или наши научили.


В ресторане, в который я зашел на этот раз, меню на русском было явно урезано. Зато порции были по-настоящему китайскими. Пока я пил харбинское пиво, мне принесли огромную тарелку салата, основным компонентом которого были кальмары. Стало понятно, что второе блюдо я заказал напрасно. 

Сытый и довольный я пошел гулять по набережной. У причала стояли прогулочные катера, на которые через рупор зазывали за двадцать юаней совершить прогулку по Амуру.
 
Кто-то сидел на берегу под зонтиками (небо полностью очистилось, и стало жарко), некоторые купались. Здесь же один китаец тер себя мочалкой. Несколько человек гуляли с собаками, которым кидали в реку палки и собаки кидались в воду. Несколько китаянок стирали белье, а ниже по течению в этой же воде мыли зелень.
 
Да, Китай – страна контрастов. Внешне преобразились и города, и люди. Лет двадцать назад все это напоминало казармы. Совсем недавно народ вылез из непроглядной нищеты, а привычки еще остались.

Давно заметил, что у китайцев особенная любовь к скульптурам. Подсвеченные творения изо льда я тоже впервые увидел в Хэйхэ, теперь этим развлекаются и у нас по всей стране.

На набережной, прямо на газонах, можно увидеть веселые фигурки коров, собак, зайчиков… Урны сделаны в виде мухоморов или веселых гномиков. В пешеходной зоне стоят более серьезные произведения из металла, рядом с которыми фотографируются как местные жители, так и наши туристы.

Я дошел по набережной до пешеходного моста, ведущего на остров в зону отдыха, обозначенную табличкой «Ботанический сад». Мостик, как и «сад», построили совсем недавно, и жители уже облюбовали это место для прогулок. Я присел на большой камень, один из нескольких, лежащих на берегу. Здесь же на лавочках под деревьями и на других камнях у воды отдыхали китайцы.

Один момент меня развеселил. Две русские женщины, не отягощенные какими-то условностями, взяли у китаянки малыша, сфотографировались с ним, после чего сразу пошли к реке мыть руки...

Солнце опустилось над рекой, и я вновь пошел в сторону набережной. Прямо под мостом два рыбака ловили сетью рыбу. Если мальки, которых они при мне вытаскивали из сетки и были целью их прихода, то я такую рыбалку не понимаю.

На площади около моста шел концерт. Перед сценой поставили стулья, на которых сидели явно почетные гости. На сцене артисты исполняли на китайском «Катюшу», «Калинку», свои песни. Потом на сцену вышли солдаты, изображали море, поход, бегали с флагами. Досматривать я не стал.
 
На набережной находится несколько небольших площадей. Каждый вечер там устанавливаются колонки, включается музыка, на каждой площади своя и все желающие танцуют. На одной площади - парами бальные танцы, на другой – национальные, на третьей, выстроившись рядами по одному, синхронно исполняют танцевальные движения.

Народ гуляет по набережной до поздна. Когда стемнеет, включаются фонари вдоль дорожек и подсветка зданий.

Что интересно. Несмотря на массу народа, на набережной идеальная чистота. Я ни разу не видел там пьющего пиво китайца. Все фонари целые, никто не обтрясает висящие на елках грозди шишек.

Когда я пришел в гостиницу, ноги отваливались. За весь день я присел два раза,- в ресторане и в ботаническом саду. Тут же съел грушу и выпил бутылку пива, мне стало лучше. Когда по моей руке потекла вторая груша, я понял, что как обычно переоценил свои возможности,- всех фруктов мне не съесть.

Ягода цвета спелой вишни с бархатной поверхностью, название которой я не стал запоминать, на вид оказалась вкуснее, чем на вкус. Что-то среднее между алычой и тем, что в Дагестане называют шишками, и чуть сочнее. Фрукт цвета баклажана, состоящий из четырех слоев, я вообще не понял.

На следующей неделе снова еду в Хэйхэ. Кое-что присмотрел из новинок компьютерной техники, знакомый китаец обещал новое поступление товара с юга. 

1 комментарий: